Все тексты песен и романсов

О рубрике «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»

Содержание рубрики:

Список выпусков рубрики
Стихи А.С.Пушкина
Песни и романсы
Оперы

Участники рубрики:

Актеры-чтецы
Вокалисты
Хоровые коллективы
Композиторы

От автора (из предисловия к печатному изданию текстов радиопередачи):

Собрание текстов радиопередач готовилось к широкому выпуску, как материалы к диссертации, итог уникальной совместной работы Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина, Краснодарской юношеской библиотеки (ныне КЮБ имени Ивана Вараввы) и кубанской FM-радиостанции «Новое радио». В основе рубрики - произведения Александра Сергеевича Пушкина и творчество людей, создавших свои произведения (романсы, песни, оперы) на стихи великого поэта.

Вступление к рубрике «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина», опубликованное на этой странице сайта «РЕТРОпортал.ру», было написано в 1999 году и стало оригинальной, нигде ранее неопубликованной страницей истории FM-радиовещания Краснодарского края. Спустя десяток лет текст Вступления приводится практически в неизмененном виде.

Тексты рубрики «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина» в переплете. Экземпляры хранятся в фондах неопубликованных документов Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина и Краснодарской краевой юношеской библиотеки, а также в архиве Краснодарского государственного университета культуры и искусств

«Появление в России негосударственного музыкального радиовещания – радиостанций, работающих в диапазоне FM (88 – 108 МГц), привело к формированию принципиально нового информационного пространства, ставшего к настоящему моменту явлением привычным, обыденным, можно даже сказать, неотъемлемой частью жизни россиян.

В течение более полувека в стране интенсивно развивалось сетевое (проводное) вещание. Именно оно (а не эфирное, как многие десятилетия в других странах мира) являлось приоритетным. До апреля 1990 года в эфирном пространстве Советского Союза FM диапазон вообще не был задействован. Лишь с появлением негосударственного радиовещания началось его повсеместное освоение.

Музыкальное FM-вещание, как явление, не могло не появиться и, уже изначально, оно было запрограммировано на успех, на большую популярность. Ведь государственное радиовещание, к началу девяностых насчитывавшее только четыре радиоканала на всю страну, конечно же, не могло удовлетворить интересы всех слушателей, особенно музыкальной составляющей эфира.

Десятки FM радиостанций открыли отечественному слушателю свободный доступ ко всей современной зарубежной музыкальной культуре. Тем не менее, музыка народная, классическая, все многообразие джаза, записи выдающихся отечественных исполнителей (составляющие базис современной, прежде всего – отечественной культуры) коммерческим радио остается невостребованным или, проще говоря, не окупаемым с коммерческой точки зрения. А продуманной государственной альтернативы в FM-диапазоне этому нет, хотя необходимость очевидна.*

Такая ситуация существовала в начале 90-х во всех без исключения регионах СССР, а затем и России. В Краснодарском крае ситуация была следующей.

Краснодарский край в начале 1990-х годов был лидером по количеству действующих средств массовой информации. В том числе электронных, к коим относятся и FM-радиостанции. Появление их в эфирном пространстве города Краснодара относится к сентябрю 1993 года (1 сентября 1993 года в эфир вышла первая кубанская музыкальная негосударственная радиостанция «Фермата». К концу года станций было уже две – началась трансляция московского музыкального радиоканала «Рокс»).

А в начале 1999 года, то есть спустя пять с половиной лет, в FM-диапазоне краевого центра осуществляли вещание девять радиостанций. Почти все они были столичными спутниковыми каналами. Но у каждого был свой региональный филиал, занимающийся распространением в эфире местной рекламы и подготовкой собственных небольших передач и рубрик. Тематика этих передач, как правило, не выходила за рамки ежедневных концертов по заявкам радиослушателей, сводок местных новостей и прогнозов погоды. Причем, такая тенденция сохранялась и сохраняется до сих пор, в любом регионе, имеющем развитый FM-диапазон.

А вот количество местных радиостанций в сложный период конца девяностых постепенно сокращалось. Это было связано с тем, что бюджет региональной радиостанции был и остается на порядок выше бюджета регионального филиала столичных каналов.

Такая ситуация привела к тому, что к 1999-му году в FM-эфире краевого центра работала лишь одна местная круглосуточная станция – «Новое радио» (106,0 МГц), пришедшая на смену станциям «Фермата» («Пионер»), «Радио ИКС», «Зодиак», «Радио 5», «Вольная Кубань» (эта радиостанция была создана при одноименной газете. В конце 1998 года вещание станции было временно приостановлено и возобновлено с 1 июня 1999 года).**

Популярность радио в то время во многом превосходило телевидение. Ди-джеи становились людьми, которым доверяли, которые по роду своей деятельности могли формировать вкус, интересы и музыкальные пристрастия молодежи. В зависимости от того, каким был столичный партнер региональной станции, а также кто руководил региональным радиоканалом без станции-партнера, составлялся плей-лист, формировался контент передач. За редким исключением передачи носили образовательный и просветительский характер. Однако конкуренция со столичными радиостанциями привела региональных радиовещателей к тому, что они стали обращаться именно к практике вкрапления в эфир программ не только развлекательного характера.

К 1999 году в Краснодарском крае был накоплен четырехлетний опыт взаимодействия (интеграции) региональных библиотек и радиостанций FM-диапазона по подготовке и проведению рубрик и программ различной тематики, учитывающий специфику современного музыкального молодежного радиовещания. Опыт уникальный.

Крупные региональные библиотеки имеют богатейшие книжные фонды буквально по всем отраслям знаний, а также большие собрания некнижных носителей информации. К примеру, фонды аудиоматериалов в библиотеках (формировавшиеся десятилетиями) – это собрания интереснейших записей, по сути, всех жанров музыки, фонограммы выдающихся вокалистов и актеров, знаменитых музыкантов. Именно взаимодействие, тесное сотрудничество региональных библиотек и радиостанций позволяло в сжатые сроки обогатить радиоэфир тематическими рубриками и передачами, рассчитанными на слушателей самых широких интересов. Кроме того, для библиотек это была не просто новая форма деятельности. Спонсорство рубрик и программ, практикуемое в средствах массовой информации, являлось дополнительным источником финансирования библиотек, задействованных в подготовке тематического вещания.

Накопленный на Кубани опыт был подвергнут всестороннему изучению и лег в основу диссертационных работ научных сотрудников Информационно-библиотечного факультета Краснодарского государственного университета культуры и искусств с целью рекомендации (выработанных форм и методов подачи разнообразных материалов в FM-эфире) другим регионам страны.

Стикеры и объявления, рекламирующие передачу «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина», размещенные в библиотеках и учебных заведениях и научных учреждениях города Краснодара в период с 27 февраля - 6 июня 1999 года (радиостанция «Новое радио», 106.0 Fm)

Новым этапом интеграционного взаимодействия библиотек и FM-радиостанций стало осуществление в эфире краснодарского «Нового радио» тематической рубрики, посвященной 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Анализируя подобные «пушкинские» рубрики, предлагаемые в 1999 году самыми разными радиостанциями и телеканалами, мы пришли к выводу, что практически ни одно электронное средство массовой информации (в том числе центральные, московские СМИ) не использует в ежедневном эфире богатейшее наследие, аккумулированное в государственных фондах. При этом следует учесть, что все основные фонды страны сосредоточены в Москве. Это Гостелерадиофонд, Российский государственный архив кинофотодокументов, фоноотделы ведущих музеев страны, фонотека Союза писателей и т.д. В эфире радио и телевидения в основном проводятся викторины, конкурсы и другие игровые рубрики по творчеству и биографии Пушкина.

Только радиостанция «Маяк» с начала 2000-го года методично предлагала слушателям записи стихотворений поэта в чтении актеров театра и кино – ежедневная, четырехкратно повторяющаяся рубрика, основанная на фондовых литературных записях. Архивные записи, звучащие в эфире, сопровождались небольшими пояснениями ведущего о создании Пушкиным каждого из включенных в рубрику стихотворений. Великолепное начинание, которое, при этом, оставило совершенно невостребованными музыкальные записи на стихи поэта – вокальную пушкиниану. А ведь только романсов и песен на стихи Александра Сергеевича Пушкина создано около шестисот! Но еще существуют и прекрасные оперы, поставленные на сюжеты его произведений и по сей день не сходящие со сцен ведущих театров мира!

Поэтому и было решено к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина в эфире краснодарского «Нового радио» предложить слушателям лучшие из лучших записей великого поэта, и, прежде всего записей музыкальных. То есть, «Новое радио» восполнило досадный пробел.

В фондах краевых библиотек было обнаружено более пятисот фонограмм (включая записи художественного чтения произведений поэта). К формированию радиорубрики были привлечены и кубанские филофонисты – коллекционеры аудиозаписей. Благодаря этому десятки редчайших записей (иные из которых более полувека вообще не звучали в эфире) пополнили содержание рубрики. Это записи звезд русской оперы начала века и известных отечественных вокалистов 1920-х – 1930-х годов, сохранившиеся лишь на граммофонных и патефонных дисках и не переиздававшиеся на долгоиграющих грампластинках.

Фонды кубанских библиотек не содержат патефонные пластинки, равно как и ни одна библиотека Краснодарского края не хранит номера известного и популярного в 1960-е - 1990-е годы звукового журнала «Кругозор». Только благодаря частным коллекционерам удалось включить в рубрику многие записи на стихи Пушкина со звуковых страниц (гибких пластинок) этого журнала. Ведь нередко записи для «Кругозора» осуществлялись специально или же переписывались из собрания Гостелерадиофонда и на обычных долгоиграющих пластинках никогда не издавались.

Коллективом «Нового радио», сотрудниками Отдела нот и звукозаписей Краевой универсальной научной библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина и Отдела искусств Краевой юношеской библиотеки из общего количества фонограмм (584 грамзаписи) были отобраны 200. Авторы стремились по возможности избежать повторов вокальных произведений и записей стихов и прозы А.С.Пушкина; представить в эфире произведения всех периодов творчество поэта; включить в рубрику максимальное количество записей наиболее именитых вокалистов, хоровых коллективов, мастеров художественного чтения.

Для того, чтобы рубрику услышала наибольшая аудитория, на «Новом радио» было решено транслировать выпуски ежедневно в течение ста дней (с 27 февраля по 6 июня 1999 года) по два в день с повтором каждого выпуска (в 11.15, 14.15, 17.15 и 21 час 15 минут). При таком оптимальном распределении выпусков рубрики в эфире, их слушала не только постоянная аудитория радиостанции, но и те радиослушатели, кто настраивался на волну «Нового радио» периодически.

Практика юбилейного года показала, многие средства массовой информации пушкинские проекты приберегли к самому юбилею поэта. В итоге, в первых числах июня чуть ли не все программы электронных СМИ были посвящены творчеству и биографии Пушкина. В короткое время произошло перенасыщение эфира информацией одного порядка. Многие, несомненно, интересные, любопытные программы в общем потоке информации зрителями и слушателями просто не были замечены.

В случае с «Новым радио», рубрика методично звучала в эфире в течение более трех месяцев – ежедневно в молодежном эфире присутствовала великая поэзия Пушкина, причем, в лучших литературных и вокальных записях. Практика показала верность выбранного способа формирования и ведения тематических рубрик».

Виталий Гапоненко, 1999 год

* С начала 2000-х годов поменялось многое, в том числе и то, что в 1990-е казалось несбыточным. Работают круглосуточные радиостанции с классическим, джазовым, народным (фольклорным) контентом. Государственное радиовещание освоило FM-диапазон и во многом не уступает чисто коммерческим проектам. Правда, не все такие радиостанции имеют сетевое вещание по России и сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге.

** Радиостанция «Вольная Кубань», открытая одноименным газетно-издательским комплексом, позже была переименована в «Радио 107 и 7».

Сегодня материалы «пушкинской рубрики» 1999 года стали архивами радио и библиотек. Печатный вариант пополнил фонды неопубликованных документов Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина и Краснодарской краевой юношеской библиотеки, а также архива Краснодарского государственного университета культуры и искусств. С 2010 года ознакомиться с ними можно и на сайте «РЕТРОпортал.ру».

В 2010 году крупнейшая библиотека Кубани - Краснодарская краевая универсальная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина отмечает свое 110-летие. Опыт совместной работы библиотеки с FM-радиостанциями будет отражен в истории учреждения, как уникальный, требующий повторения уже в современных условиях.

Содержание рубрики:

Список выпусков рубрики
Стихи А.С.Пушкина
Песни и романсы
Оперы

Участники рубрики:

Актеры-чтецы
Вокалисты
Хоровые коллективы
Композиторы

Список литературы


Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Архив текстов старинных романсов, русских и украинских народных песен.


Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру».
Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Яндекс.Метрика