RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.


«200 лучших записей на стихи А.С.Пушкина»


Каталоги аудиозаписей, прозвучавших в передаче «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина», алфавитные указатели актёров-чтецов, вокалистов и композиторов: Хронология выпусков рубрики  ○  Алфавитный указатель записей  ○  Стихотворения и проза  ○  Песни и романсы  ○  Оперные произведения  ○  Каталог актёров-чтецов  ○  Каталог вокалистов  ○  Каталог хоровых коллективов  ○  Каталог композиторов  ○  Список литературы


Из предисловия к печатному изданию текстов радиопередачи:

Собрание текстов радиопередачи «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина» готовилось к выпуску в качестве материалов к кандидатской диссертации автора сайта «Retroportal.ru». Это итог уникальной совместной работы Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина, Краснодарской юношеской библиотеки (ныне КЮБ имени Ивана Вараввы) и кубанской FM-радиостанции «Новое радио». В основе радиопередачи (рубрики) - стихи Александра Сергеевича Пушкина и творчество персон, создававших свои произведения (романсы, песни, оперы) на стихи великого русского поэта. В течение ста дней на волнах радиостанции «Новое радио» звучал ролик-анонс пушкинской рубрики (начитанный диктором Виктором Бабковым), многократно повторяясь в ежедневном эфире.

Вступление к рубрике «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина», опубликованное на этой странице, было написано в июне 1999 года по итогам ста дней звучания в радиоэфире юбилейного пушкинского цикла. Спустя десятилетие текст Вступления печатается практически в неизменном виде, рассказывая об оригинальной странице истории FM-радиовещания Краснодарского края.

Появление в 1990-е годы в России негосударственного музыкального радиовещания – радиостанций, работающих в диапазоне FM (88 – 108 МГц), привело к формированию принципиально нового информационного пространства, ставшего к настоящему моменту явлением привычным, обыденным, можно сказать, неотъемлемой частью жизни россиян.

В течение более полувека в стране интенсивно развивалось сетевое (проводное) вещание. Именно оно (а не эфирное, как многие десятилетия в других странах мира) являлось приоритетным. До апреля 1990 года в эфирном пространстве Советского Союза FM диапазон вообще не был задействован в гражданских целях. Лишь с появлением негосударственного радиовещания началось его повсеместное освоение.

Музыкальное FM-вещание, как явление, не могло не сформироваться и, уже изначально, оно было запрограммировано на успех, на большую популярность. Ведь государственное радиовещание, к началу девяностых насчитывавшее только четыре радиоканала на всю страну, конечно же, не могло удовлетворить интересы всех слушателей, особенно музыкальной составляющей эфира.

Десятки FM радиостанций открыли отечественному слушателю свободный доступ ко всей современной зарубежной музыкальной культуре. Тем не менее, музыка народная, классическая, все многообразие джаза, записи выдающихся отечественных исполнителей (составляющие базис современной, прежде всего – отечественной культуры) музыкальным FM-радио остаётся невостребованным или, проще говоря, не окупаемым с коммерческой точки зрения. А продуманной государственной альтернативы в FM-диапазоне этому нет, хотя необходимость очевидна*.

Такое положение наблюдалось в начале 90-х во всех без исключения регионах СССР, а затем и России.

Тексты рубрики «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина» в печатном виде

В Краснодарском крае ситуация была следующая. Регион в начале 1990-х годов был лидером по количеству действующих средств массовой информации. В том числе электронных, к коим относятся и FM-радиостанции. Появление их в эфирном пространстве города Краснодара восходит к сентябрю 1993 года (1 сентября 1993 года в эфир вышла первая кубанская музыкальная негосударственная радиостанция «Фермата». К концу года станций было уже две – началась трансляция московского музыкального радиоканала «Рокс»).

А в начале 1999 года, то есть спустя пять с половиной лет, в FM-диапазоне краевого центра осуществляли вещание девять радиостанций. Почти все они были столичными спутниковыми каналами. Но у каждого имелся свой региональный филиал, занимающийся распространением в эфире местной рекламы и подготовкой собственных небольших передач и рубрик. Тематика этих передач, как правило, не выходила за рамки ежедневных концертов по заявкам радиослушателей, сводок местных новостей и прогноза погоды. Причём, такая тенденция сохранялась и сохраняется до сих пор, в любом регионе, имеющем развитый FM-диапазон.

А вот количество местных радиостанций в сложный период конца девяностых постепенно сокращалось. Это было связано с тем, что бюджет региональной радиостанции был и остаётся на порядок выше бюджета регионального филиала столичных каналов. Поэтому, держателям FM-частоты в регионах экономически целесообразнее ретранслировать сигнал популярной столичной радиостанции, нежели собственными усилиями пытаться создавать конкурентноспособный программный контент.

Ситуация привела к тому, что к 1999-му году в FM-эфире краевого центра работала лишь одна местная круглосуточная станция – «Новое радио» (106,0 МГц), пришедшая на смену станциям «Фермата» («Радио Пионер»), «Радио ИКС», «Зодиак», «Радио 5», «Вольная Кубань» (эта радиостанция была создана при одноимённой газете. В конце 1998 года вещание станции было временно приостановлено и возобновлено с 1 июня 1999 года)**.

Популярность радио в 1990-е годы во многом превосходила телевидение. Ди-джеи становились людьми, которым доверяли и которые по роду своей публичной деятельности могли формировать вкус, интересы и музыкальные пристрастия молодёжи. В зависимости от того, кто был столичным партнёром региональной станции, а также кто руководил региональным радиоканалом без станции-партнёра, составлялся плей-лист, формировался контент передач. Образовательный и просветительский характер передачи имели в редких исключениях. Превалирующая тематика – развлекательная. Однако конкуренция со столичными радиостанциями привела региональных радиовещателей к тому, что они стали обращаться именно к практике вкрапления в эфир программ не только развлекательного характера.

К 1999 году в Краснодарском крае был накоплен четырёхлетний опыт взаимодействия (интеграции) региональных библиотек и радиостанций FM-диапазона по подготовке и проведению рубрик и программ различной тематики, учитывающий специфику современного музыкального молодёжного радиовещания. Опыт уникальный. О нём подробнее.

Крупные региональные библиотеки имеют богатые книжные фонды буквально по всем отраслям знаний, а также большие собрания некнижных носителей информации. К примеру, фонды аудиоматериалов в библиотеках (формировавшиеся десятилетиями) – это собрания интереснейших записей, по сути, всех жанров музыки, фонограммы выдающихся вокалистов и актёров, знаменитых музыкантов. Именно взаимодействие, тесное сотрудничество региональных библиотек и радиостанций позволяло в сжатые сроки обогатить радиоэфир тематическими рубриками и передачами, рассчитанными на слушателей самых широких интересов***. Кроме того, для библиотек это была не просто новая форма деятельности. Спонсорство рубрик и программ, практикуемое в средствах массовой информации, являлось дополнительным источником финансирования библиотек, задействованных в подготовке тематического вещания.

Накопленный на Кубани опыт был подвергнут всестороннему изучению и лёг в основу диссертационных работ научных сотрудников Информационно-библиотечного факультета Краснодарского государственного университета культуры и искусств с целью рекомендации (выработанных форм и методов подачи аудиовизуальных материалов в FM-эфире) другим регионам страны.

Стикеры и объявления, рекламирующие передачу «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина», размещённые в библиотеках, учебных заведениях и научных учреждениях Краснодара в период с 27 февраля - 6 июня 1999 года (радиостанция «Новое радио», 106.0 Fm)

Новым этапом интеграционного взаимодействия библиотек и FM-радиостанций стал запуск в эфире краснодарского «Нового радио» большого тематического проекта, посвящённого 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Анализируя подобные «пушкинские» рубрики, предлагаемые в 1999 году самыми разными радиостанциями и телеканалами, мы пришли к выводу, что практически ни одно электронное средство массовой информации (в том числе центральные – московские СМИ) не использует в ежедневном эфире богатейшее наследие, аккумулированное в государственных фондах. При этом следует учесть, что все основные фонды сосредоточены именно в Москве. Это Гостелерадиофонд, Российский государственный архив кинофотодокументов, фоноотделы ведущих музеев страны, фонотека Союза писателей и т.д. В эфире радио и телевидения в основном проводятся викторины, конкурсы и другие игровые рубрики по творчеству и биографии Пушкина.

Только радиостанция «Маяк» предлагала слушателям записи стихотворений поэта в чтении актёров театра и кино – ежедневная, четырёхкратно повторяющаяся рубрика, основанная на фондовых литературных записях. Архивные речевые фонограммы, звучащие в эфире, сопровождались небольшими пояснениями ведущего о создании Пушкиным каждого из включённых в рубрику стихотворений. Великолепное начинание, которое, при этом, оставило совершенно невостребованными музыкальные записи на стихи поэта – «вокальную пушкиниану». А ведь, как известно, только романсов и песен на стихи Александра Сергеевича Пушкина создано около шестисот! Но ещё существуют и прекрасные оперы, поставленные на сюжеты произведений Пушкина, по сей день не сходящие со сцен ведущих театров мира!

Поэтому и было решено к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина в эфире краснодарского «Нового радио» предложить слушателям лучшие из лучших аудиозаписей на стихи великого русского поэта, и, прежде всего, записей музыкальных. То есть, именно «Новое радио» восполнило досадный пробел, наблюдавшийся в эфире остальных радиостанций в юбилейный «пушкинский год».

В фондах краснодарских краевых библиотек обнаружено более пятисот фонограмм (включая записи художественного чтения произведений Александра Пушкина). К формированию радиорубрики были привлечены и кубанские филофонисты – коллекционеры аудиозаписей. Благодаря этому, десятки редчайших фонограмм (иные из которых более полувека вообще не звучали в эфире!) пополнили содержание рубрики. Это записи звёзд русской оперы начала ХХ века и известных отечественных вокалистов 1920-х – 1930-х годов, сохранившиеся лишь на граммофонных и патефонных дисках и не переиздававшиеся на долгоиграющих грампластинках.

Фонды кубанских библиотек не содержат патефонные пластинки, равно как ни одна библиотека Краснодарского края не хранит номера известного и популярного в 1960-е - 1990-е годы звукового журнала «Кругозор», отсутствуют фонды магнитозаписей. Только благодаря частным коллекционерам удалось включить в рубрику многие записи на стихи Пушкина с магнитофонных лент и звуковых страниц (гибких пластинок) «Кругозора». Ведь нередко записи для этого ежемесячного звукового журнала осуществлялись специально или копировались из собрания Гостелерадиофонда и на привычных виниловых грампластинках фирмы «Мелодия» не издавались.

Коллективом «Нового радио», сотрудниками Отдела нот и звукозаписей Краевой универсальной научной библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина и Отдела искусств Краевой юношеской библиотеки из общего количества фонограмм (584 грамзаписи) были отобраны 200. Авторы стремились по возможности избежать повторов вокальных произведений и записей стихов и прозы А.С.Пушкина; представить в эфире произведения всех периодов творчества поэта; включить в рубрику максимальное количество записей наиболее именитых вокалистов, хоровых коллективов, мастеров художественного чтения. Благодаря поиску записей на стихи Александра Пушкина досконально были изучены фонды Отделов нот и грамзаписей Краснодарской краевой научной библиотеки имени А.С.Пушкина и Краснодарской краевой юношеской библиотеки. Было выявлено: содержание библиотечных фонотек дублируется лишь частично; в каждой из библиотек хранятся аудиоматериалы, являющиеся исторически и культурологичести ценными, уникальными в своём роде; фонды ощутимо дополняют друг друга, а аудиоматериалы имеют высокую степень сохранности.

Для того, чтобы рубрику услышала максимально широкая аудитория, на «Новом радио» было решено транслировать выпуски ежедневно в течение ста дней (с 27 февраля по 6 июня 1999 года) по два выпуска в день с повтором и чередованием каждого (в 11:15, 14:15, 17:15 и 21 час 15 минут). При таком оптимальном распределении выпусков рубрики в эфире, разумеется, их слушала не только постоянная аудитория радиостанции, но и те радиослушатели, кто настраивался на волну «Нового радио» эпизодически. Сопроводительный текст к произведению на стихи А.С.Пушкина в каждом выпуске читали не специально приглашённые ведущие, а ди-джеи радиостанции и в прямом эфире, что придавало рубрике «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина» дополнительное органичное вкрапление в общий музыкальный эфир радиостанции «Новое радио».

Практика юбилейного года показала: многие средства массовой информации пушкинские проекты приберегли к самому юбилею поэта. В итоге, в первых числах июня 1999 года чуть ли не все программы электронных СМИ были посвящены творчеству и биографии Пушкина. В короткое время произошло перенасыщение эфира информацией одного порядка. Многие, несомненно, интересные, любопытные программы в общем потоке информации зрителями и слушателями просто не были замечены.

В случае с «Новым радио», рубрика методично звучала в эфире в течение более трёх месяцев – ежедневно в молодёжном эфире присутствовала великая поэзия Александра Сергеевича Пушкина, причём, в лучших литературных и вокальных записях. Практика показала верность выбранного способа формирования и ведения тематических рубрик некоммерческого, образовательного, познавательного, просветительского характера.

Виталий Гапоненко, июнь 1999 года

* С начала 2000-х годов поменялось многое, в том числе и то, что в 1990-е казалось несбыточным. Работают круглосуточные радиостанции с классическим, джазовым, народным (фольклорным) контентом. Государственное радиовещание освоило FM-диапазон и во многом не уступает чисто коммерческим проектам. Правда, не все такие радиостанции имеют сетевое вещание по России и сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В плане активного расширения аудитории выручает возможность вещания этих радиостанций через не ведающую границ и преград сеть Интернет.

** Радиостанция «Вольная Кубань», открытая одноимённым газетно-издательским комплексом, позже была переименована в «Радио 107 и 7».

*** Речь идёт о периоде, когда сеть Интернет в России только зарождалась, не была доступна массово и в ней практически отсутствовал любой аудиовизуальный контент.

Методика и материалы «пушкинской рубрики» 1999 года пополнили архивы радио и библиотек. Печатный вариант текстов выпусков рубрики «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина» хранится в фондах неопубликованных документов Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина и Краснодарской краевой юношеской библиотеки, а также архива Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

В 2010 году Краснодарская краевая универсальная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина отметила своё 110-летие. Опыт совместной работы библиотеки с FM-радиостанциями отражён в истории учреждения, как уникальный, требующий повторения уже в современных условиях. К юбилею крупнейшей библиотеки Краснодарского края и была осуществлена web-публикация «пушкинской рубрики» на сайте «Retroportal.ru». Сегодня с содержанием всех выпусков радиопередачи «200 лучших записей на стихи А.С.Пушкина» может ознакомиться каждый желающий. Автор сайта выражает большую благодарность Валерию Анатольевичу Васильченко  за помощь в web-вёрстке материалов из радиоархивов и библиотечных фондов.


Тексты народных песен, старинных романсов и произведений авторов советского периода истории России заимствованы из общедоступных (открытых) источников и представлены на сайте «Retroportal.ru» в целях ознакомления, а также популяризации творческого наследия. Достоверность текстов подтверждена их сверкой с песенниками и поэтическими сборниками, выходившими в печати.

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.